Шкалы оценки в опросах: числовые и словесные списки

Умение создавать правильные шкалы оценки — это именно та черта, которая отделяет профессионалов в разработке опросов от любителей. Шкалы оценки позволяют исследователю количественно оценивать мнения и поведение респондентов. Без правильно подобранной шкалы оценки опроса собранная информация может оказаться подверженной систематическим ошибкам и испортить результаты опроса.

В этой статье мы обсудим различия, преимущества и недостатки числовых (например, 1–10) и словесных (например, «почти невероятно - очень вероятно») шкал оценки. Обе они по-своему очень полезны и стали обычным явлением в современных онлайн-опросах.

Хотите изучить другие форматы вопросов, которые мы предлагаем? Посетите нашу страницу обзора вопросов, чтобы узнать подробнее.

Выберите число! Любое число!

Числовая шкала — общепризнанная форма оценки в ответах на опрос. Если вопрос содержит числовую шкалу, выбранное на ней число будет показывать, насколько сильно мнение респондента.

Преимущества

Самое большое преимущество числовой шкалы — ее простота. При проведении опроса в разных странах или среди групп с низким уровнем образования населения иногда трудно предсказать, как будет понят респондентами тот или иной вопрос. В то же время почти все культуры мира знакомы со стандартной системой счисления и уже сталкивались со шкалой от 1 до 10.

Еще одна сильная сторона числовой шкалы — легкость проведения статистического анализа. При простой нумерации вариантов ответа каждая метка категории может представлять то же значение, что и ее оценочный балл. Поскольку метка для каждой категории отражает ее балл, нет необходимости как-то кодировать информацию перед статистической обработкой. В отличие от этого, словесная шкала слов требует кодирования ответов в значения баллов, затем статистического анализа и, наконец, толкования полученных чисел согласно словесной шкале.

Более того, числовая шкала дает исследователю возможность попросить дать более точный ответ. Словесные шкалы становятся трудными для выбора, если они предлагают более семи категорий. А со списком чисел шкала может быть настолько большой, насколько нужно исследователю, не сбивая с толку участников.

Недостатки

К сожалению, у числовых шкал есть серьезный недостаток. Восприятие такой шкалы сильно зависит от респондента. Оценка 5 по шкале от 1 до 10 для разных людей может означать что угодно —от хорошего до едва допустимого. Кроме того, некоторым людям гораздо сложнее обосновать выбор категории на дальнем конце шкалы, чем другим. Все это приводит к тому, что респонденты с одним и тем же мнением могут выбирать разные категории, создавая в опросе источник ошибок. Эти ошибки, в свою очередь, затрудняют выяснение действительного мнения, которое представляют полученные данные.

Для преодоления этой проблемы полезно добавить либо в формулировке вопроса, либо в конце числовой шкалы описательные элементы. Это позволит респондентам лучше представить, что означают категории шкалы, а исследователю — более точно определить смысл собираемых данных.

Своими словами

Подобно числовой шкале, словесная шкала предлагает респонденту на выбор перечень оценочных категорий. Однако теперь каждая категория характеризуется не своим оценочным баллом, а описанием, которое указывает, что представляет каждая категория.

Оценочные значения могут меняться, однако обычно используется следующий перечень:

  • Очень довольны = 5
  • Довольны = 4
  • Нейтральное отношение = 3
  • Недовольны = 2
  • Очень недовольны = 1
  • Не указано = ответ отсутствует

Преимущества

Самое большое преимущество словесной шкалы — это описание каждой категории вопроса для респондентов. Благодаря ему респонденты могут конкретизировать свои чувства по этому вопросу и решить, какая метка лучше всего отражает их мнение. Словесные метки также позволяют респонденту точно знать, как будут истолкованы его ответы.

Словесная шкала не только помогает описать каждую категорию, но и позволяет исследователям представлять результаты в дословном соответствии с мнениями респондентов. Например, если 20% респондентов поставили оценку 5 по шкале 1-5, исследователь все равно не может словесно описать этот результат. Напротив, если 20% участников дали ответ «Очень хорошо», исследователь может уверенно сообщить, что 20% участников исследования были очень довольны. Конечно, всегда будет иметь место субъективность, исходя из того, насколько щедро респонденты давали каждую оценку по словесной шкале, но, по крайней мере, эта шкала обеспечивает взаимопонимание между респондентом и исследователем в отношении значения каждой оценки.

Еще одно преимущество словесной шкалы — гибкость формулировок. Словесные метки позволяют исследователю свободно выставлять и помечать категории по своим ощущениям, не запутывая респондента. Шкала оценок может также быть несбалансированной и выглядеть примерно так:

  • Прекрасно = 10
  • Очень хорошо = 8
  • Хорошо = 6
  • Неплохо = 5
  • Плохо = 3
  • Хуже всего = 0

Хотя это и сложная система оценки, респондент, когда решает, какую категорию выбрать, руководствуется исключительно формулировкой каждого варианта, что позволяет исследователю свободно распоряжаться результатами, не опасаясь путаницы.

Недостатки

Конечно, обратная сторона создании словесной шкалы — это потенциальная трудность для респондентов, которые недостаточно понимают язык этой шкалы. Кроме того, метки с формулировками заставляют респондентов подстраиваться под установленные исследователем категории, а не выражать свое мнение. С этим потенциальным риском систематической ошибки лучше всего справиться с помощью предварительных тестов, которые должны убедить Вас, что респондентам удобно отвечать на ваши вопросы, а также добавив категорию отказа от участия, такую как «Неприменимо», «Нет уверенности» или «Не знаю».

Кроме того, словесная шкала имеет ограничение по количеству категорий. Как мы уже говорили, если в словесной шкале более семи категорий, это запутает респондентов и отпугнет многих из них. Таким образом, достижимая с помощью словесной шкалы точность меньше, чем у числовой шкалы.

Теперь, прочитав эту статью, Вы можете с уверенностью выбрать правильную шкалу оценки для своего опроса!

Узнайте, как SurveyMonkey может удовлетворить Ваше любопытство

Survey rating scales: numbered vs worded lists

Creating proper rating scales is a skill that separates the survey design experts from the amateurs. Rating scales allow the researcher to measure the opinions and behaviours of respondents in a quantitative manner. Without the proper survey scaling, collected information runs the risk of containing bias and negatively impacting the survey results.

Throughout this article, we’ll discuss the differences, strengths, and weaknesses between using a number rating scale (ex: 1-10) and a word rating scale (ex: Very Unlikely-Very Likely). Both are incredibly useful in their own ways and have become common place in today’s online surveys.

Curious to explore the other types of question formats we offer? Check out our question overview page to learn more!

Pick a number! Any number!

The number scale is a universally accepted form of survey measurement. With regards to a numbered scale question, the number selected will indicate the strength of the respondent’s opinion.

Strengths

The greatest strength of a number scale is its simplicity. When conducting a survey internationally or with low education populations, it is sometimes hard to predict how a question could be misinterpreted. However, almost all cultures around the world are familiar with the standard number system and have seen a 1-10 rating scale before.

Another great strength of a number scale is the ease of conducting statistical analyses. With the simple numbering of options, each category label can represent the same value as its score. Since the label for each category reflects its score, there is no need to code information before crunching numbers. Conversely, a word scale requires the coding of the responses into its score values, then the researcher’s statistical analysis, and finally interpreting what the resulting numbers mean in accordance to the word scale.

Moreover, the numbered scale gives the researcher the ability to ask for a more precise answer. Word scales tend to become overwhelming when there are more than seven categories to choose from. With a number list, a scale can be as long as the researcher likes without confusing any participants.

Weaknesses

Unfortunately, there is a major drawback to the number scale. A number scale is very subjective to the respondents. Depending on the person, a 5 on a scale from 1-10 could mean anything from good to barely a pass. Beyond this, it is much more difficult for some people to justify selecting a category on the extreme end of the scale than others. This all leads to respondents with the same opinion potentially selecting different categories, creating a source of response error in the survey. This error, will in turn, make it difficult to qualify what opinion the resulting data truly represents.

To combat this problem, it is useful to add descriptors either in the wording of the question or on the ends of your numbered scale. This will give respondents a better idea of what the scale represents to them, and also allow the researcher to more accurately define the meaning of the data he/she is collecting.

Using your words

Similar to the number scale, the word scale provides a list of scored categories for the respondent to select from. However, instead of each category being identified by its score value, the word scale uses a description that indicates what each category represents.

Scoring values are customizable, but would typically be as follows; Very Satisfied = 5, Satisfied = 4, Neutral =3, Dissatisfied = 2, Very Dissatisfied = 1, N/A = Void Response.

Strengths

The largest strength of a word scale is the description it provides the respondent for each category in the question. Respondents can internalize their own feelings on the subject and decide which label reflects their opinion best. The word labels also allow the respondent to know exactly how their answers will be interpreted.

Not only does the word scale help describe each category, it allows researchers to present findings verbatim to the respondent’s opinions. For example, if 20% of respondents answered 5 on a scale of 1-5, the researcher would still not be able to qualify that in terms of wording. On the other hand, if 20% of people answered ‘Very Satisfied,’ the researcher can safely report that 20% of people in the study were very satisfied. Of course, there will always be subjectivity based on how generous respondents are on each word scale, but at the very least, it provides a direct connection between the respondent and researcher on the meaning of each score.

Another strength to a word scale is the flexibility in its scoring. With worded labels, the researcher has the freedom to score and label categories however they feel without confusing the respondent.

 Scaling can also be unbalanced, and the scoring could look something like this; Extremely Good = 10, Very Good = 8, Good = 6, Not Bad = 5, Bad = 3, The Worst = 0. Even though this is a complex scoring system, the respondent will decide what category to select based solely on each option’s wording, allowing the researcher free reign on scoring without fear of creating confusion.

Weaknesses

Of course, the downside to creating a word scale is the potential difficulty for respondents who are not fluent in the language to understand. Beyond this, the worded labels force respondents to fit into the researcher’s categories instead of expressing their own opinion. This potential for survey bias is best combatted through pretests designed to ensure respondents are comfortable with answering your scale, as well as the addition of an opt-out category like ‘N/A’, ‘Not Sure,’ or ‘Don’t Know.’

Moreover, a word scale is limited in the number of categories it can include. As mentioned earlier, any more than seven categories in a word scale will result in confusion and overwhelm many respondents. This handicaps the level of precision achievable by a word scale as compared to a number scale.

Now that you’ve read this article, feel confident in choosing the right rating scales for your surveys!